"Умри, Денис..."

Краттеры

Секреты профессионального копирайтинга

"Копирайтинг -это текстовая Риторика... Другими словами, это умение делать рекламные и PR-тексты такими, чтобы они не оставляли человека равнодушным... Броские слоганы, четкие динамичные  словесные конструкции против серых и вялых трупиков, которые тянут свои мертвые ручонки к читателям...  Остановись, мертвец! Ты не прекрасен!  Искусство копирайтинга - это искусство  (и технология!) делать такие сообщения, за которые иногда хочется расцеловать автора, а иногда так и тянет набить ему рожу - но никогда не возникает желание остаться в стороне. Копирайтинг - это свободное владение всем арсеналом инструментов для манипулирования, очарования, убеждения.... Устная Риторика отличается от копирайтинга,  между ними  есть много общего.

Копирайтинг, а потом работа в журналистике - это то,  с чего я начинал  всю свою длительную литературную деятельность вообще. Сначала по-дилетантски наивно - лишь бы не заикаться в письмах к любимой девушке.. Потом - обучение у великого мастера поэзии Джона Ашбери, который оставил неизгладимый след в моей жизни, обучая  сочинять так, будто говоришь сам с собой  -если хочешь, чтобы люди прислушивались к тому - что ты  там бормочешь... Потом - 6 лет напряженного изучения психосемантики, социолингвистики, общей и частной Риторики, НЛП, ТРИЗ, Креативных технологий и других великолепных вещей, которые в итоге позволили  создать свою собственную философию и технологию копирайтинга, вошедшую в Краттеринг вместе с особыми методами раскачки фантазии ("расшизовками"), свободного Креатива и  так далее...

Наши уроки будут простыми. Фактически это будут простые рекомендации - как сделать так, чтобы от твоих текстов  и рекламы не тошнило (если ты конечно сам этого не хочешь). А ввел я в сайт эту рубрику потому что то, что приходиться, за редким исключением видеть в прессе - это НЕ копирайтинг. А если это - копирайтинг, то что же тогда такое - ершик для чистки унитазов? И вдвойне обидно, когда серую лажу пишут профессиональные коллеги-журналисты. Помню, однажды один мой знакомый даже вступил в спор по этому поводу с одной дамочкой из МК, которая высокомерно поджав губы уверяла его, что "статьи должны  писать профессионалы", явно намекая на то, что профессионал - это она.... Ничего не имею против профессионалов, но не надо ставить знак равенства между тем, кого учили журналистике и профессионализмом вообще.  Впрочем приступим к конкретике. Наш первый урок  PR-копирайтинга называется

"Техника  Диалогизации"

А начал я с этой темы, потому что она - одна из самых мной любимых. 

"Постой! - скажет читатель - "А я-то тут причем? Может, я с алфавита хотел начать!"

А  ведь это и есть алфавит, приятель! Одна из его первых букв. 

Обратили внимание на то, что я выстроил предыдущий абзац в виде диалога, который, как бы ведется между мной и кем -то еще? Вот это и есть диалогизация, которая придает речи весомость, объективность и динамичность. И особенно - персонифицированность - то есть личностный характер. Вы же не хотите, чтобы читатель ваших PR-опусов думал, что вы считаете его одним из тысяч олухов, правда? Он же должен думать, что ты с ним лично беседуешь, мой хороший, вот как я с тобой сейчас :). Оглянись - видишь толпу в сторонке...  В ней каждый думает, что он - единственный и неповторимый и, вообще говоря, так оно и есть. 

А сейчас мы рассмотрим ее (Диалогизации) основные разновидности...  В качестве  примечания:  вы сможете найти ее примеры  в "портфолио  Консильери" и вообще на страницах этого сайта.   Хотя бы,  в статье "Драконы не проигрывают" в рубрике "Разное"...

"Была у меня Любовь... Все было хорошо, но решила Любовь сподличать и ушла не попрощавшись - хотя не думаю, что так уж сильно я ей насолил... Просто взяли верх старые убеждения, что она не способна на привязанность и вообще - ее удел - эмоциональная кастрация... Переживалось долго и мучительно.. Но пережилось и простилось... Потому что  жаль мне стало Любовь свою... Несчастная она... Дал ей и мне Господь один шанс реализовать все, для чего люди вообще встречаются - но поскользнулись оба на дынной корке и решили, что другой подложил... И сказал я, глядя на  Любовь свою, которая уходила в Прошлое, не оглядываясь: "Прощай!"

"Прощай!"- подумала Любовь

"И прости..."

"И ты меня тоже" - невысказанно и как-то тихо пронеслось у меня в голове

"Это ты говоришь со мной?" - спросил я 

"Это ты сам..."

"За что же простить тебя?"

"За то, что ТЫ обманул сам себя"...

"Я не обманул...  Я просто думал, что Это имеет смысл..."

"А оказалось?"

"А оказалось, что мы оба просто перетягивали канат..."

И простил я  Любовь свою за то, что любил и потерял... И себя  простил тоже...

Потому что понял - это не я ее, Любовь свою потерял... 

Это ОНА меня потеряла...

Может быть потому что мы просто оба - еще немного дети...

А дети так любят играть - то в прятки, то в догонялки...

В этом импровизированном мной тексте много специальных приемов - парцелляция, инверсия, сегментирование и так далее, но написан он для одной цели - показать, как эффективно работает диалогизация.  Уберите диалог и  этот очень  простенький текст потеряет 90% своего странного  щемящего очарования. Попробуйте. Я не смогу - рука не поднимется. Убить диалог - все равно, что убить Живого Человека. 

А теперь будем излагать строже -

Диалогизация - это введение  в текст различных лексических, грамматических и иных средств, которые предполагают или имитируют реакцию собеседника. Этот стилистический прием показывает отношение к теме не одного автора, а нескольких участников. Показывает их взаимодействие в отличие от монолога.

У диалогизации (как в вышеприведенном тексте) есть и еще одна важная функция - она показывает скрытую полемичность  беседы. То есть мы не только видим, что не все гладко  в отношениях, но и проблемки имеются. Это важно в PR-текстах, когда Вы не хотите перехвалить свой PR-объект или ваши статьи направлены на коррекцию имеющихся или предполагаемых возражений и предубеждений вашей целевой аудитории. 

"А попроще"- поморщился читатель

"Ну вот, пишешь ты статью по диалогизации, а сам знаешь - найдется такой зануда, которому все сложно кажется и тогда применишь ты диалогизацию и заранее назовешь то, из-за чего читатель поморщится"

"Ну и что?"

"А он прочитает и скажет: "Блин, как мои мысли читает!" - не станет автору при встрече голову откручивать...

"А, ну так бы сразу и сказал!"

За счет предугадывания возможной реакции собеседника происходит придание тексту драматичности. Это сильно повышает степень его воздействия, хотя диалог лишь имитируется. Неумение это делать резко снижает эффективность сообщения.

В PR-копирайтинге есть две базовых стратегии диалогизации - схема  "Автор - зритель (которому внушается, что он - союзник)" и схема "Автор - Противник"  В последнем случае полемика как бы ведется с неким негативным образом, что придает вашему тексту выразительность. Естественно, противник в итоге  проигрывает Автору. В НЛП очень любят диалогизацию, хотя и не знают - что это такое :)) Она позволяет применять многие наши шулерские НЛП-приемчики    - кавычки, рефрейминг, метафоры и так далее.

Итак при диалогизации отношения с аудиторией строятся, как разговор двух людей, один из которых убеждает и информирует другого. Собеседнику придаются иногда умышленно скептические черты, чтобы итог (переубеждение) выглядел солиднее и убедительнее.

А сейчас  поговорим о технических средствах  диалогизации, а именно:

-Вопрос

-Недоверие к фактам

-Знакомство с темой

-Неправильное понимание сказанного

и других ее секретах...

В приеме  PR-Диалогизации важно воссоздать предполагаемую реакцию собеседника. Отсюда и техники: В Краттеринге их еще называют «Техниками  форсирования согласия»

Приступим…

Техника Вопроса:

«Деньги надо отдавать… Но ведь это гигантская сумма! Ее же еще надо где-то взять?»

В этот момент читатель подсознательно отвечает: "Ну, разумеется, Блин! Ты прав!»

Что и требовалось по замыслу пиарщика.

Вопрос предвидится из логики изложения, в соответствии с приведенным ранее фактом. Он задается, как бы от лица  слушателя или читателя. После этого следует тот ответ, который угоден Автору.

Вуаля! Цель достигнута! Читатель согласен с Автором. PR-функция реализована. 

Техника недоверия, вызванного необычностью фактов:

«Может, конечно, показаться, что все это – чепуха…»

«Вы, может быть, не поверите в то, что я вам рассказал…»

И дальше идет разубеждение в недоверии, которое вы могли бы высказать.

В НЛП этот прием называется «Подстройка к будущему несогласию» 

Знакомство с определенной темой:

 Этот прием, как правило, содержит прямое обращение к зрителю, апелляцию к его памяти, знанию и т.д.

Пример: «Откровенно говоря, вы понимаете, что это не самая благородная задача – учить вас «черному пиар». Стоит ли вообще этим заниматься?  Наверное, все-таки, стоит…» 

Техника неправильного понимания сказанного (Техника оговорки):

В этом случае предугадывается неправильное истолкование слов и разъясняется. Но этот прием применяется и не только для разъяснения, а также и для привлечения внимания к некоторым положениям. Сверхзадачей этого приема является привлечение внимания  к тому, что последует дальше, повторить и подчеркнуть важный для выступления момент. Примеры:

«Я, конечно, не могу сказать, что Иванов стал порядочным человеком…»

«Не надо, однако, переоценивать тот факт, что…»

«Не будем заблуждаться: цель у этого одна….»

«Не нужно понимать это так что…»

Этой конструкцией как бы вводится некая оговорка, которая делает его более приемлемым. Особенно хорошо эта техника может быть применена в продажах, когда продавцу необходимо чуть отойти от безудержного расхваливания своего товара и указать на ряд небольших недостатков. Поэтому, Вы можете включить это в речевые модули при продажах 

Большое значение в PR  имеет  техника «Двойной аргументации», когда вы как бы беседуете с предполагаемым противником, приводя доводы и за него и за себя. Особенно это эффективно, когда вы предполагаете, что ваш противник тоже спать не будет и будет контратаковать.

Особенность этого примера в том, что Автор при изложении мнения противника часто применяет ироничные добавки типа «Так сказать…», «Так называемый…» и так далее.

Кроме этого сам характер изложения носит очень непринужденный, разговорный  вид. Из специальных добавок применяется, например «окольцовка»:

«Странные ребята какие-то эти  военные…» (Два прилагательных стоят по разные стороны  существительного)

«Ирония с придыханием»:

«Ах, какая, право, беда.… Подумаешь, бомбочку сбросили…»

«Разговорные слова»:

«Порылись в документах «от балды» и наскочили на фактик… Как просто все получилось – прямо сказочка…»

Таким образом, Автор заставляет читателя или слушателя сомневаться в том, что произошло и дальше дает свой комментарий, но уже «взрослым голосом»:

«Конечно, на самом деле все совсем не так уж просто…» 

Прием диалогизации создает высокую степень эмпирической (чувственной) напряженности. 

Диалогизация, кроме того, может быть выражена с разной степенью: 

Сильная степень выраженности (Показаны оба участника):

«Думаю, что вы догадались – о чем речь…» 

Средняя степень (выражен либо автор, либо слушатель):

«Наверное, многие из вас помнят…» 

Слабая степень (Участники не выражены):

«Означает ли это, что фирма N хорошая? Ни хрена не означает!» 

Из Краттеринговых  и НЛП-шных приправ в диалогизацию вошли также такие схемы:

Альфа-схема: «Пока что все опросы обещают победу нынешнего кандидата… Впрочем, в опросы я бы особо не верил…» 

Бета-схема  (Апелляция автора к слушателям  при аргументации): «Вы помните, что эти обещания и на предыдущих выборах отправились псу под хвост…»

«Как вы понимаете…» и так далее 

Оценочная диалогизация: «Ну, приемчик для этого  вруна не новый…»

Приемы Диалогизации будут полезны, думаю всем в самых различных ситуациях 

Ну вот, с диалогизацией покончили…

"КРАТТЕРЫ"

(фрагмент PR-повести в стиле "Фэнтэзи") 

Я решил опубликовать небольшой фрагмент своей повести трехлетней давности, не столько потому что многие уже совершенно достали меня с этой просьбой, считая повесть чуть ли не "культовой", сколько для того, чтобы продемонстрировать любознательным большой  арсенал  специальных приемов PR-копирайтинга - от идеи повести до   набора стилистических фигур, чанков, НЛП -техник  и так далее.  Особенно прошу обратить внимание на выстроенное по особой технологии (МетаКрайстинг), которую я создавал несколько лет, "Последнее послание Краттеров". Мне кажется, что любой, кто досконально разберется в особенностях этого фрагмента, сможет свободно делать любые PR- тексты. Хотя, боюсь, что это будет не так уж и просто... :(

В любом случае - удачи вам!

(В центре повествования — борьба могущественной религиозной секты  Спайдеров,  стремящихся к установлению неограниченного господства и  применяющих для этого различные методы психопрограммирования и  гипнотизма против небольшой группы краттеров — гениев, владеющих  суперсовременными и древними секретами общения и убеждения, стремящихся  помочь людям обрести душевную свободу и оградить методы краттеринга от  Спайдеров). 

Пролог

«Идите за нами!»-гулким голосом произнес Верховный Жрец в черном  одеянии — «Идите, ибо сказано: «Отрекитесь от семей и друзей своих и  отбросьте желания свои и помыслы, так как только МЫ говорим от имени ЕГО  и только МЫ укажем вам Путь к НЕМУ!»Но прозвучал внезапно звонкий,как серебро голос Краттера:

«Мы знаем ЕГО...

Но что есть ВЫ?!»

...И было Утро... И день... И Вечер... и Ночь... И снова Утро...

И пока в словах «Тьма» и «Свет», «Ночь» и «День» одинаковое число букв — их силы будут равны...

(Из книги краттеров «ЛЕДА»)

  ...В эту ночь Верховному Жрецу Инуксе не спалось... Снова и снова  прикасался он своей дряблой морщинистой ладонью к кожаному, оправленному  в золото переплету Священной Книги Спайдеров... Каждый раз при мысли о  той власти, которую дает эта книга, Инуксу охватывало приятное  возбуждение: как много побед удалось одержать уже в нелегкой войне с  врагами! Когда-то, давным-давно приходилось во имя этих побед проливать  реки крови — языческой, раскольнической, иноверческой... Впрочем,  победителей никто и никогда в Истории не судил — судей просто не  оставалось в живых... Казалось, что борьба за тотальную власть  окончена... И вдруг, появились эти проклятые Краттеры!

... Вначале никто не обратил на них внимания — ни вездесущая тайная  духовная полиция Спайдеров, ни прихожане, ни священнослужители. Первый  сигнал тревоги прозвучал, когда в одном из городов резко упали прибыли,  доселе астрономические, позволявшие Спайдерам вести роскошную безбедную  жизнь вопреки собственным проповедям. Вскоре ситуация повторилась, и  Спайдеры срочно бросились искать причину... И нашли ее — Краттеры. Самые  талантливые, и ...самые опасные из всех противников !»... От невеселых воспоминаний Инуксу отвлекло легкое движение  портьеры — так являются в дом ночные тени... Лица вошедшего разглядеть  было невозможно, но Верховный Жрец прекрасно знал — кто осмелился  нарушить священный час подготовки к проповеди... Не вставая  со своего  места и не поворачивая головы, Инукса негромко произнес: «Мне сказали,что ты можешь сделать ЭТО?» 

«Я сделаю ЭТО...» - эхом отозвался вошедший.

 «Иначе святыни рухнут!»

«Я спасу святыни, Ваше Величие...»

Инукса молча наклонил голову, и вошедший исчез еще неслышнее, чем  появился — серая летучая мышь без лица и без тела...

Жрец начал готовиться к предстоящей проповеди... Несмотря на то, что предстоящее появление Илуксы перед паствой было  ничем не примечательным, одним из многих сотен подобных таинств, он как  всегда готовился к нему очень тщательно. Так опытный соблазнитель  готовится к встрече со своей очередной жертвой, проверяя каждый поворот   головы, отрабатывая каждую интонацию, каждый жест. Инукса знал, что  только безупречное и умелое использование всего арсенала  психопрограммирования поможет удержать в пастве слепую веру, которая в  последнее время стала давать трещину...  Он не полагался только на  гипнотический трансовый эффект песнопений и зомбирующее воздействие  ароматических благовоний, активизирующих подсознательное доверие  слушателей.  Инукса не рассчитывал и на подавляющие величием и снижающие способность логически мыслить золотые одежды и роскошную обстановку  окружающую служителей культа... Он знал, что все это — лишь прелюдия к  тому, что он, Верховный Жрец скажет всем этим ничтожным червям, которые  будут слушать его с затуманенными взорами, искренне веря, что он  направлен к ним  свыше... Темой предстоящей проповеди была борьба с Демоном... Тщательно  просмотрев все отобранные примеры и ключевые фразы, Инукса стал  медленно, нараспев репетировать текст... Непосвященному могло  показаться, что Жрец просто читает вслух священную книгу и только   зоркому оку специалиста по психотехнологиям были бы заметны неуловимые  изменения жестикуляции в определенных местах, легкие перемены в тембре и  скорости речи и многое другое... Инукса готовился к зомбироваанию,  гипнозу своих прихожан.  Именно гипноз был основным орудием укрепления  веры. Без гипнотического воздействия  никакие проповеди Спайдеров не  имели бы столь сильного одурманивающего влияния, ибо строились они не на  знаниях и логике, а на слепой вере и беспрекословном подчинении   Спайдерам... Проклятые Краттеры! Инукса неожиданно для самого себя стукнул в сердцах  по украшенной драгоценными камнями золотой крышке  стола. Если бы не их дерзкие речи, раскрывающие гипнотическую технику  Спайдеров, мешающие ослеплять и оглушать неофитов,  подавляя их то  мистическими страхами, то обещаниями привести к НЕМУ...  Удерживать веру  становилось с каждым днем все труднее и труднее. А ведь психопрограммирование  было неотъемлемой частью всех без исключения ритуалов —  коллективных: собраний, медитаций,  проповедей и индивидуальных:  посвящений, исповедей, особых процедур послушания... Обучение гипнотическим техникам проводилось под строжайшим контролем и надзором  Единой Церкви Спайдеров. От неофита, вошедшего в лоно церкви,  требовалось не только отличное знание Священной Книги Спайдеров, но и  умение донести ее смысл до непосвященных таким образом, чтобы укрепить  власть Спайдеров над умами и душами. Этому были посвящены многочисленные  комментарии, составляемые высшими жрецами к Книге, в которых  разъяснялось — что и почему необходимо думать, читая Книгу. Усомниться в  истинности сочиненных Спайдерами комментариев считалось ересью, с которой  велась борьба всеми правдами и неправдами. Сомнение означало выход  из-под контроля и поэтому Спайдеры давным-давно стали применять гипноз,  чтобы полностью лишить свою паству способности соображать критически.  Столетия ушли на то, чтобы сделать эту технику эффективной и скрытой от  посторонних глаз. Широкое же распространение своего учения Спайдеры  приписывали, якобы, его истинности, проникающей глубоко в сердца и души  ничтожных, слабых и безнадежно греховных людишек. Со всяким инославием расправлялись быстро и беспощадно, невзирая на  собственные проповеди о смирении и прощении. Впрочем, проповеди эти  предназначались вовсе не для самих Спайдеров, в чьих тайных кулуарах  всегда царили пьянство и блуд... Инукса сделал последнее движение и удовлетворенно опустился в  высокое кресло: проповедь была готова. Завтра она вольется незримо и  неощутимо в головы этой серой толпы, этого стада овец, которых нужно  было пасти... Вольется, чтобы стать внутренней сутью, убеждениями,  помыслами... Впервые в своей проповеди Инукса недобро упомянул о  «краттерах — этих слугах Демона» - пора было начинать активную борьбу с  дерзкими еретиками, осмелившимися посягнуть на его, Верховного Жреца,  власть и благополучие! Инуксу ничуть не смущало то, что он собирался  лгать. Моральные издержки были мелочью, на которую Спайдеры давно уже  привыкли не обращать никакого внимания. «Ложь во спасение» была  следующим после гипноза средством духовного манипулирования и сохранения  власти. Но не последним... Оставался еще Страх... «Звучащее из уст  Спайдера не может быть ложью, даже если это — ложь в чьих-то других  устах» — Таков был девиз, которому полагалось верить пастве, если она  хотела рассчитывать на благосклонность Спайдеров и Спасение. И, хотя,  многие не понимали — зачем ЕМУ, Всемогущему нужны были посредники для  того, чтобы общаться с остальными, ибо ОН есть уже в каждом сердце, но  ни этот, ни другие опасные для Спайдеров вопросы никогда и нигде не  поднимался под «страхом вечного отлучения», которое Спайдеры какими-то  неведомыми путями присвоили себе. Краттеры свалились, как снег на голову Спайдеров. Вначале в них  пытались увидеть каких-то неведомых « раскольников», отстаивающих свои  духовные права. Тогда Спайдеры и не подозревали о совершенно  фантастических знаниях, которыми владеют краттеры и об удивительных  возможностях этих знаний. Позднее краттерами занялась духовная  спецслужба — Орден Лайона, в чьи функции входило идеологическое  подавление инакомыслия и инославия. С помощью своих многочисленных  осведомителей Орден составил пухлое досье по краттерам. Положенное на  золотой стол Верховного Жреца, оно заставило Инуксу вздрогнуть... Резким движением головы Инукса отогнал тревожащие мысли. Ему ли  беспокоиться? Разве Спайдеры не сильны и не могущественны, как никогда?  Разве не в их руках все средства массовой информации, способные  выплеснуть любую ложь, не задумываясь — лишь бы за это платили. Разве не Спайдеры — мастера публичных выступлений и публичной клеветы?

Правда,  настораживала информация о том, что краттеры владеют, якобы, какой-то  невероятной технологией, но это лишь вопрос времени — получение доступа  к книгам краттеров. Лазутчики Инуксы из ордена Лайона, проникшие в  лагерь краттеров, пока не раздобыли ничего ценного, но рано или поздно  все тайны попадут в руки к нему, Верховному Жрецу и тогда... Инукса  даже зажмурился, представив себе — насколько сильнее и величественнее  станет его власть над ничтожным и греховным человечеством... В дверь проскользнула Милн — наложница Инуксы. Она сильно  изменилась с тех пор, как Инукса впервые увидел ее во время обряда  посвящения в веру. Из стройной, но немного неуклюжей девочки-подростка с  пышными каштановыми волосами и пухлыми капризно-детскими губами,   застенчиво уклоняющейся от его, Инуксы, нетерпеливых, последних в этой  4--жизни старческих ласк, Милн превратилась в предмет тайных вожделений  большинства высокопоставленных  жрецов бога Сэйва. Только страх перед  Верховным Жрецом удерживал их на расстоянии от прелестей Милн. В  вопросах сексуальных отношений с прихожанками Спайдеры не были особенно  щепетильными. Их вера запрещала блуд, но плоть была безнадежной  язычницей... Милн стояла, грациозно опираясь рукой на спинку кресла, в котором  молча восседал усталый старец. Она хорошо знала все прихоти Инуксы и  сейчас просто молчала, ожидая, пока он подаст ей знак — уйти или  остаться. Нет, сегодня Жрец не был склонен обратиться к ласкам наложницы — слишком многое нужно было сделать в оставшееся до вечернего схода  время... Он сделал легкое движение рукой, и Милн, послушная его жесту,  отступила в одну из незаметных для постороннего глаза потайных дверей....Инукса погрузился в размышления. Серебряное триарие — символ веры  тускло отбрасывало игривую улыбку свечей. Инукса машинально теребил  массивную цепь пальцами и ждал, пока подействует «зено» — наркотик,  доставшийся Спайдерам от разбитого некогда культа Каршана. «Зено»  усиливал на короткое время скорость мышления, а Инуксе сейчас это было  крайне необходимо...

  *** *** ***

... Внимательно перелистывал Лайн «Книгу Краттеров» — Леду  -специальное издание, в котором, как в зеркале были отражены все  гипнотические приемы Спайдеров. Ему, краттеру высшего уровня многие из  этих методов казались примитивными, но он прекрасно знал — насколько  сильно действуют они на неискушенную, одурманенную благовониями, блеском  золота и монотонными песнопениями толпу, готовую поверить во что угодно,  даже если это уводило ее от решения жизненных проблем к полной  беспомощности и уверенности в собственном ничтожестве. Краттеры  стремились помогать людям, но никогда не нарушали Этику Природы,  требовавшую, чтобы любое решение человек принимал самостоятельно,  доверяя прежде всего себе самому. Это и было смыслом краттеринга —  убедить людей в том, что они — люди — гораздо могущественнее, чем сами  себе кажутся и гораздо лучше, чем тот убогий образ, который им пытаются  навязать Спайдеры, ловко манипулирующие при этом гипнотической техникой  и напыщенной риторикой. Краттер пытался найти противоядие, которое вернуло бы надежду  обманутым. Краттеры уважали любую веру, но все их существо, вся мощь их  интеллекта противились любым попыткам Спайдеров превратить светлую веру  людей в огромные горы золота. Так и возникло движение краттеров,  объединившее в своих рядах всех носителей фамильных секретов и  специалистов в области помощи людям — не лживой и показной, а реальной и  ощутимой. Дойдя до страницы, где содержалось описание гипнотических притч  Спайдеров,  Лайн внезапно улыбнулся — вот они — знаменитые и прекрасные  творения мудрости неведомого великого мастера, написавшего их когда-то  давным-давно, не зная — в чьих руках они окажутся и с какой целью. До  сих пор притчи служили Спайдерам для укрепления их власти... Пора,  наконец, обратить их во благо, чтобы сделать то, за что Спайдеры всегда  пытались истребить несогласных с ними — пытками, кострами и клеветой...  Лайн захлопнул «Леду»... Время остановилось... До сих пор это было время Спайдеров... И была ночь, и будет утро... 

Последнее Послание Краттеров 

«ЧТО ЕСТЬ МИР?»- СПРОСИЛ ЧЕЛОВЕК — «И ЧТО ЕСТЬ Я В ЭТОМ МИРЕ?

...ПРИШЕЛ ЛИ Я НА ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ СТАТЬ РАБОМ ЧЬЕЙ-ТО ВОЛИ ИЛИ МОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ЧЕМ-ТО ИНОМ?

ВЕЧЕН ЛИ Я ИЛИ, КАК ПЫТАЛИСЬ ВНУШИТЬ МНЕ, Я ЖИВУ ВО ГРЕХЕ И, УМЕРЕВ,  НИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ ВЕРНУСЬ, ЗАТЕРЯВШИСЬ ТО ЛИ В НЕВЕДОМЫХ КУЩАХ, ТО ЛИ В ПЛАМЕНИ?

Я ЗНАЮ, ЧТО МОГУ ЗАБЛУДИТЬСЯ, НО НЕ МОГУ ИСЧЕЗНУТЬ НАВСЕГДА, ИБО «ОН» СОЗДАЛ ЭТОТ МИР, И Я ЖИВУ В ЭТОМ МИРЕ. ЖИВУ, ЧТОБЫ РАДОВАТЬСЯ МИРУ, СОЗДАННОМУ «ИМ».

РАДОВАТЬСЯ, А НЕ СТРАДАТЬ И БОЯТЬСЯ... И Я НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ...

Я БОЛЬШЕ НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ!

«ОН» И Я... ОГРОМНЫЙ ГОРОД, СОЗДАННЫЙ «ИМ» И ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТЫ У ДОМА, КОТОРЫЕ ВЫРАСТИЛ Я... 

«ОН» — ПАСТЫРЬ... Я — ПОМОЩНИК ПАСТЫРЯ, НО НЕ БАРАН, КОТОРОГО ПАСУТ!

Я МОГУ ВЕРИТЬ, И ТОГДА «ОН» РАДУЕТСЯ ЭТОМУ... Я МОГУ НЕ ВЕРИТЬ, И ВСЕ РАВНО «ОН» РАДУЕТСЯ... ВЕДЬ ЭТО «ОН» СОЗДАЛ МЕНЯ СПОСОБНЫМ К СВОБОДНОМУ ВЫБОРУ!

В БЕЗУМИИ СВОЕМ Я ДОЛГО СТОЯЛ НА КОЛЕНЯХ ПЕРЕД «НИМ», КАК БЫ ГОВОРЯ: «ПРОСТИ ЗА ТО, ЧТО ТЫ СОЗДАЛ МЕНЯ!»  

ЭТО ЛИ НЕ ВЕРХ ГОРДЫНИ?! ЭТО ЛИ НЕ КОЩУНСТВО — СВОЕЙ НЕСЧАСТНОЙ, НАПУГАННОЙ, НИЩЕЙ ЖИЗНЬЮ, СВОИМ ПОКЛОНЕНИЕМ КАМНЯМ, РЕЛИКВИЯМ ЛИКАМ, ЗАСЛОНИВШИМ «ЕГО», НАПОМИНАТЬ «ЕМУ», ЧТО «ОН» СОЗДАЛ НЕЧТО НЕСОВЕРШЕННОЕ, А ВОВСЕ НЕ ПОДОБИЕ СВОЕ?!

«НЕ ЛГИ!» — ГОВОРИЛ «ОН», А ЧТО ДЕЛАЛ Я?! МАЛО ЛИ ГОРЯ Я ПРИЧИНИЛ «ЕМУ», ВЛИВАЯ В ГОРЛО ЕРЕТИКАМ РАСПЛАВЛЕННЫЙ СВИНЕЦ ОТ «ЕГО» ИМЕНИ, ВБИВАЯ ОСИНОВЫЕ КОЛЬЯ В ГРУДЬ «ВЕДЬМАМ» ЯКОБЫ «ЕГО» РУКОЙ, ОТЛУЧАЯ ОТ «НЕГО» ТЕХ, КОГО «ОН» СОЗДАЛ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО «ЕГО» ПУТИ МНЕ НЕВЕДОМЫ, А, ЗНАЧИТ, НЕВЕДОМЫ И ПУТИ ТЕХ, КОГО Я ОТЛУЧИЛ, КОГО СУДИЛ, ХОТЯ И НЕ ИМЕЛ ПРАВА СУДИТЬ!

 И НЕ «ОН» ИСКУШАЛ МЕНЯ, ИБО «ОН» ВЫШЕ ЭТОГО — Я САМ ПРИДУМЫВАЛ СЕБЕ ИСКУШЕНИЯ И ОБЪЯВЛЯЛ ИХ НЕУГОДНЫМИ «ЕМУ»...

«ОН» СДЕЛАЛ МЕНЯ СИЛЬНЫМ, И Я НИКОГДА НЕ ПОВЕРЮ В ТО, ЧТО «ОН» ПОЗВОЛИЛ БЫ МНЕ, СВОЕМУ ТВОРЕНИЮ БЛУЖДАТЬ С НЕСЧАСТНЫМ ВИДОМ, В ОТРЕПЬЯХ И БОЛЕЗНЯХ — ЖИВЫМ УПРЕКОМ, ЖИВОЙ СМЕРТЬЮ... 

«ЕРЕТИК!» — ЗАВОПЯТ ТЕ, КТО НИКОГДА НЕ ЛЮБИЛ «ЕГО»... ТЕ, КТО ИСПОЛЬЗОВАЛ «ЕГО» ЛЮБОВЬ И ВЕРУ В «НЕГО» ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ВЕРЫ В НИХ САМИХ, ИБО ЭТО ДАВАЛО ИМ ВЛАСТЬ НАДО МНОЙ.  

СТАДУ КОНЕЙ НЕ НУЖНЫ ПАСТУХИ, ИБО «ОН» УЖЕ ПАСЕТ ИХ, ПОЗВОЛЯЯ РЕЗВИТЬСЯ НА ВОЛЕ, НЕ ЗАГОНЯЯ В КОНЮШНЮ И НЕ ПРИНУЖДАЯ ВОЗИТЬ ТЯЖКУЮ ПОКЛАЖУ... 

СТАЕ ДИКИХ ПЧЕЛ НЕ НУЖЕН ПАСЕЧНИК, ОТБИРАЮЩИЙ ИХ МЕД, ИБО МЕД ЭТОТ ПРИНАДЛЕЖИТ ЛИШЬ ИМ И «ЕМУ».

И ВСЕ, ЧТО СКАЗАЛ «ОН» Я ХОЧУ УСЛЫШАТЬ ОТ «НЕГО» САМОГО, А НЕ ОТ ТЕХ, КТО ВКРАДЧИВЫМ ГОЛОСОМ ГОВОРИТ МНЕ: «СЛУШАЙ НАС! МЫ ГОВОРИМ ОТ «ЕГО» ИМЕНИ...», ИБО ЭТО — ЛОЖЬ!  

В ВЫСОКОМЕРИИ СВОЕМ Я УНИЗИЛ СЛОВА «ЕГО» И ВОЗВЫСИЛ ГОЛОСА ТЕХ, КТО ЗДЕСЬ, НА ЗЕМЛЕ ПЫТАЛСЯ СПАСТИ МЕНЯ ОТ НЕГО САМОГО, ПРИТВОРЯЯСЬ, ЧТО ГОВОРИТ «ЕГО» ГОЛОСОМ... ПЫТАЯСЬ СПАСТИ МЕНЯ, ЯКОБЫ, ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЙ, А НА ДЕЛЕ — ОТ НАДЕЖДЫ. 

ИБО НЕЛЬЗЯ ВЕРНУТЬСЯ, НЕ УХОДЯ И КАЖДЫЙ РАЗ, ПРОСЫПАЯСЬ МЫ РАДУЕМСЯ ДНЮ, НО ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО НОЧИ — РАЗВЕ ОБРАДОВАЛ БЫ НАС ДЕНЬ?!

И «ОН» СОТВОРИЛ ВСЕХ НАС РАЗНЫМИ, ИБО ЕСЛИ БЫ МЫ НЕ ЗНАЛИ: КТО РЯДОМ С НАМИ, ТО КАК БЫ УЗНАЛИ МЫ САМИХ СЕБЯ?

СТУЧАЩЕМУ ОТКРОЮТ ДВЕРИ, НО ВНАЧАЛЕ СПРОСЯТ ЕГО: «КТО ТЫ? С МИРОМ ЛИ ТЫ ПРИШЕЛ?» И НИКТО НЕ УПРЕКНЕТ ИХ ЗА ЭТО, ПОТОМУ ЧТО НЕМАЛО ЕЩЕ БРОДИТ В МИРЕ РАЗБОЙНИКОВ... 

И ЧИТАЮЩИЙ КНИГУ, ПОЙМЕТ ЕЕ, НО ВНАЧАЛЕ ПУСТЬ СПРОСИТ СЕБЯ: КТО ПИСАЛ ЕЕ?» ИБО МНОГО КНИГ, НАПИСАННЫХ ОТ «ЕГО» ИМЕНИ, НО НЕ «ЕГО» РУКОЙ...

 И ЕСЛИ ЗМЕЯ ЗАГОВОРИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ГОЛОСОМ И СКАЖЕТ: «ВЕРЬ МНЕ, Я ПОСЛАНА «ИМ», ЧТОБЫ УЖАЛИТЬ ТЕБЯ» — РАЗВЕ СТОИТ ВЕРИТЬ ЗМЕЕ?

Я ДОЛГО ШЕЛ К «НЕМУ» ЧЕРЕЗ ОВРАГИ И ГОРЫ, БУРИ И МЕТЕЛИ... 

Я ДОШЕЛ И УВИДЕЛ: ЕСТЬ «ОН» И ЕСТЬ Я, И НЕТ НИКОГО МЕЖДУ НАМИ. И Я ГОВОРЮ С «НИМ», И «ОН» ПОНИМАЕТ МЕНЯ. И «ЕГО» ГОЛОС ПОНЯТЕН МНЕ, КАК ПОНЯТЕН ЗАПАХ ЛЕТНЕЙ ТРАВЫ НА ЛУГУ НЕ ПО РАССКАЗАМ, А НАЯВУ... 

И «ОН» ГОВОРИТ МНЕ: «ТЫ МОГ ПРИЙТИ КО МНЕ РАНЬШЕ, НО Я НЕ ВИНЮ ТЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ — КТО И ЧТО ЗАДЕРЖАЛО ТЕБЯ... Я НЕ СПРОШУ С ТЕБЯ ЗА ТО, ЧТО ТЫ ВЕРИЛ ИМ, А НЕ МНЕ, ИБО ЭТО БЫЛ ТВОЙ ВЫБОР, А, ЗНАЧИТ, И МОЙ, ИБО ЭТО Я СОЗДАЛ ТЕБЯ ТАКИМ!

ПТИЦА, ЛЕТЯЩАЯ В ГНЕЗДО, НЕ МОЖЕТ ОПОЗДАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ГНЕЗДО ЕЕ ВСЕГДА ОТКРЫТО... НО МАЛО ЛИ ПТИЦ, ВОЗВРАЩАЯСЬ В ГНЕЗДА СВОИ, НАХОДЯТ ИХ РАЗОРЕННЫМИ?

 Я СОХРАНИЛ ГНЕЗДО ТВОЕ ДЛЯ ТЕБЯ — ВОТ ОНО!

Я СОТВОРИЛ ТЕБЯ ТАКИМ И ТАКИМ БЫТЬ ТЕБЕ, ЧЕЛОВЕК!»